Как GameDev проникает в сферу HR: трансформация рынка онлайн тимбилдингов

Меня зовут Сигалов Сергей, и я более 10 лет работаю на рынке HR. Был одним из пионеров внедрения AI-инструментов в рекрутмент, а также геймификации в корпоративном обучении. Последние 5 лет активно погружен в сегмент внутренние коммуникаций как сооснователь компании Wind4Tune

Автор: Сигалов Сергей | Сооснователь Wind4Tune
Сегодня хотелось бы обсудить актуальный тренд — проникновение GameDev как трансформация рынка онлайн-тимбилдингов.
На первый взгляд HR и GameDev далеки друг от друга, но если присмотреться поближе, можно заметить потенциальную синергию между ними, например:
  • геймификация процесса рекрутмента;
  • геймификация онбординга;
  • геймификация процессов обучения и развития;
  • геймификация укрепления связей между сотрудниками (слаженная работа в команде);
и т. д.
Особенно это актуально для трех крайних поколений: Millennials (Gen Y), Generation Z (Zoomers) и Generation Alpha

Таблица поколений


Generation

Birth period

Key Technologies

Values and Behaviour

Baby Boomers

1946-1964

TV, Radio

Work, stability

Generation X

1965-1980

Computers, Mobile phones

Independence, career

Millenials (Gen Y)

1981-1996

Internet, Social media

Self-realization, work-life balance

Generation Z (Zoomers)

1997-2012

TikTok, YouTube

Freedom, environmental awareness, flexibility

Generation Alpha

2013-present

AI, VR, Smart gadgets

Full digitalization, learning through technology

Сегодня мы подробнее рассмотрим, как геймификация, способствуя укреплению связей внутри компании, стала отдельным направлением в индустрии GameDev

Начало

С 2020 года рынки, связанные с удалённой работой, переживают настоящий бум. Пандемия COVID-19 вынудила миллионы людей перейти на работу из дома, и в новых реалиях возникла острая потребность в платформах для виртуального общения. В результате стали массово набирать популярность онлайн-платформы для коммуникации, такие как Zoom, Discord, Google Meet и многие другие
Источник: zoom.com
Но вместе с новым трендом возникли и новые сложности. Работая удалённо, сотрудники постепенно теряли связь с командой, их вовлечённость снижалась, и появилась потребность в укреплении связей между ними. Так начался рост рынка онлайн тимбилдингов, который стал важной частью корпоративной культуры в эпоху удалённой работы

Рост подкреплялся также эффективностью онлайн-форматов. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Frontiers in Psychology, команды, регулярно использующие виртуальный тимбилдинг, демонстрируют на 35% более высокие показатели вовлечённости и доверия, а качество онлайн-коммуникации положительно влияет на производительность команд в 90% случаев

Период развития

Так как в 2020 году рынок онлайн-тимбилдингов начал активно развиваться, количество подрядчиков и разнообразие форматов ежедневно увеличивалось. Появлялись как специализированные платформы, такие как Kahoot!, Mentimeter, а также отдельные эксперты и фасилитаторы, которые адаптировали существующие форматы для онлайн-реалий или создавали совершенно новые активности, учитывающие специфику удалённой работы
Источник: kahoot.com
Основные форматы, которые предоставлялись тогда event-студиями и экспертами:
  • Квизы и интеллектуальные игры, оформленные в виде презентаций;
Источник: wind4tune.ru
  • Детективные онлайн-квесты с интерактивным взаимодействием;
Источник: wind4tune.ru
  • Онлайн-путешествия («на диване» или в формате виртуальной прогулки с гидом в реальном времени);
Источник: wind4tune.ru
  • Мастер-классы по кулинарии и живописи в онлайн-формате;
  • Виртуальные настольные игры и тимбилдинговые тренинги;
  • И многое другое
Несмотря на широкое разнообразие решений, на тот момент рынок онлайн-тимбилдинга ещё не был тесно интегрирован с GameDev-индустрией

Рынок после пандемии

Одним из ключевых вопросов, возникавших в сфере тимбилдинга, был: как изменится рынок после пандемии?
Согласно данным Archive Market Research, рынок тимбилдинговых услуг продолжил стабильный рост после пандемии, и эта тенденция, по прогнозам, сохранится в будущем
С ростом объёма рынка онлайн-тимбилдинга усложнялись и предлагаемые решения. Event-студии начали использовать игровые платформы для создания уникальных корпоративных мероприятий. Например, некоторые компании организовывали виртуальные тимбилдинги на базе Minecraft, создавая интерактивные локации для совместной деятельности сотрудников. Другие устраивали корпоративные чемпионаты по популярным играм, таким как Counter-Strike
Эти примеры показывают, как GameDev постепенно начал интегрироваться в корпоративную среду, предлагая инновационные и более вовлекающие форматы тимбилдинга
Также предпринимались попытки внедрения новых коммуникационных решений — в формате виртуальных пространств и метавселенных, таких как Spatial Chat, Gather Town и других подобных решений
Однако у подобных платформ выявились следующие ограничения:
  • высокая стоимость при работе с большой аудиторией;
  • ограниченные возможности для внедрения командных заданий и геймплейных механик;
  • необходимость адаптации сценариев под технические и UX-ограничения конкретной платформы;
  • высокие системные требования (мощный компьютер, стабильный интернет) в случае «тяжёлых» метавселенных;
  • в ряде случаев — обязательная установка приложения на устройство;
  • недоступность или ограниченная функциональность на мобильных устройствах;
  • и другие барьеры, затрудняющие масштабируемое использование в корпоративной среде

Интеграция с GameDev-индустрией

В 2024 году сошлись несколько ключевых факторов: рынок созрел для инноваций, а клиенты активно искали новые решения, способные учитывать прежние ограничения и легко масштабироваться — от небольших команд до крупных корпоративных мероприятий
На этом фоне в индустрии онлайн-тимбилдингов начали появляться полноценные GameDev-студии, специализирующиеся на разработке онлайн-игр и ориентированные исключительно на HR-сегмент
Источник: wind4tune.ru
Такие решения:
  • начали включать готовые сценарии командных игр как для праздничных мероприятий (например, Хэллоуин, Новый год, день рождения компании), так и для регулярных тимбилдингов без привязки к конкретной дате;
  • доступны на всех устройствах и не требуют установки — запуск осуществляется в один клик в формате web;
Источник: wind4tune.ru
  • не предъявляют высоких требований к скорости интернета;
  • предлагают широкий выбор жанров — от детективов и приключений до слешеров;
  • значительно выигрывают в цене по сравнению с более ранними решениями в формате виртуальных пространств и метавселенных;
  • позволяют проводить мероприятия асинхронно — участники могут подключаться в удобное время, при этом сохраняется высокий уровень вовлечённости и возможность сбора аналитики
А также обладают рядом других преимуществ, делающих их особенно привлекательными для современных распределённых команд
Появление подобных GameDev-студий — это только первый шаг к расцвету данной индустрии в сфере HR, как, например, 12-15 лет назад начал развиваться GameDev в сфере мобильных игр. Также необходимо учитывать, что требования для небольших команд сильно отличаются от требований крупных мероприятий, что напрямую будет влиять на развитие продуктов в этих сегментах. Будем внимательно следить за изменениями на рынке и активно участвовать в развитии

Следить за новыми новыми трендами и развитием GameDev в сфере HR можно в нашем Телеграм-канале

Попробуйте бесплатную демо-игру

Оцените, как весело и эффективно может проходить онлайн-тимбилдинг!

FAQ:

Что такое геймификация в контексте тимбилдинга?
Геймификация в контексте тимбилдинга — это использование игровых механик и элементов в неигровых процессах, таких как рекрутмент, обучение, онбординг и укрепление командных связей, чтобы повысить вовлечённость сотрудников и улучшить их взаимодействие
Как пандемия повлияла на рынок онлайн-тимбилдингов?
Пандемия ускорила переход на удалённую работу, что привело к росту популярности онлайн-тимбилдингов. Компании начали активно искать способы поддержания связи между сотрудниками, что способствовало развитию платформ для виртуальных тимбилдингов
Какие виды онлайн-игр используются для тимбилдинга?
Популярные форматы включают квизы, интеллектуальные игры, детективные квесты, виртуальные путешествия и мастер-классы. Эти игры помогают улучшить взаимодействие между сотрудниками, развивая их навыки командной работы и коммуникации
Каковы преимущества использования GameDev-студий в тимбилдинге?
GameDev-студии предлагают решения, которые не требуют установки, работают на всех устройствах, имеют низкие требования к интернет-соединению, а также обеспечивают широкий выбор жанров и доступную цену, что делает их особенно привлекательными для распределённых команд
Почему компании всё чаще используют онлайн-игры для тимбилдинга?
Онлайн-игры предлагают интерактивные и вовлекающие форматы, которые помогают сотрудникам лучше взаимодействовать, улучшать командную динамику и повышать вовлечённость, что способствует успешной работе удалённых команд
Автор: Сигалов Сергей
Сооснователь Wind4Tune